Дороги между прошлым и будущим Сергей ПАРФЕНОВ, аналитик, руководитель пресс-службы Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа
Поиск
Выбрать язык
Анонс статей
Этот день в истории

Нет событий

postheadericon Дороги между прошлым и будущим Сергей ПАРФЕНОВ, аналитик, руководитель пресс-службы Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа

Время чтения статьи, примерно 10 мин.

24-08-2005, 13:17:02, Igarka OnLine | 3898 x прочтений

Эта новость, которую в июле широко поведал ИТАР-ТАСС, звучит почти как сенсация: железнодорожники приступили к изыскательским работам для возобновления строительства магистрали Салехард – Игарка.

Эта новость, которую в июле широко поведал ИТАР-ТАСС, звучит почти как сенсация: железнодорожники приступили к изыскательским работам для возобновления строительства магистрали Салехард – Игарка.

Как сообщили в администрации Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа, это не слух, не байка, а вполне реальный и главное – перспективный экономический проект. Оказалось, что на Север прибыла изыскательская экспедиция ОАО "Российские железные дороги" во главе с представителем Департамента по связям с общественностью Татьяной Пашковой. В течение нескольких дней специалисты из Москвы изучали на месте возможности прокладки новой магистрали Салехард – Игарка, много лет назад, во времена режима И.Сталина, известной как "503-я стройка".

За свою недолгую командировку изыскатели обследовали около 20 км сохранившегося в тундре и тайге железнодорожного полотна, побывали в поселке Долгий – своеобразном памятнике тех суровых лет под открытым небом. А это не что иное как сеть лагерей, которые и обслуживали печально знаменитую 503-ю стройку…

Практически в те же сроки из Красноярска в Туруханск (если помните, именно здесь отбывал одну из своих ссылок политкаторжанин Иосиф Джугашвили), а точнее – на Полярную железную дорогу Салехард-Игарка, вылетели участники другой изыскательской экспедиции.

Она также организована компанией «Российские железные дороги». И в ее составе – представители Московского государственного университета путей сообщения. Задача экспедиции та же – изучить перспективы возобновления строительства Полярной дороги. Работа столичных специалистов длилась тут всего 10 дней, тем не менее свои рекомендации о перспективах строительства железной дороги в Заполярье ученые намерены подготовить уже в августе-сентябре.

Чем же, спрашивается, вызван неожиданный интерес к истории и перспективам восстановления и строительства этой заброшенной железной дороги? А тем, что на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа, которое проводил Президент РФ в Челябинске, проект «Урал промышленный – Урал Полярный» был назван одним из самых приоритетных, экономически целесообразных. Причем его реализация имеет огромное стратегическое значение не только для Уральского или Сибирского федеральных округов, но и для всей России.

«Мертвая магистраль»

Кстати, в сентябре 2003 года в Салехарде состоялось открытие Мемориала бывшим заключенным-железнодороджникам. И уральский полпред Петр Латышев, выступая на открытии монумента, тогда отметил:

«Мы присутствуем на событии большой важности, широкого общественного звучания – открытии Мемориала участникам печально известной сталинской стройки. И сегодня снова вспоминаем тех, кто силой принуждения был отправлен в северные широты возводить железнодорожную магистраль Салехард – Игарка.

Мы вспоминаем тех, кто бесследно сгинул и нашел свой последний приют на этой земле.

Мы склоняем головы перед тысячами наших сограждан, прошедших через страшные годы репрессий, переживших кошмар сталинских лагерей и чудом оставшихся в живых.

Сегодня – День памяти об искореженных и несостоявшихся судьбах. Им – наша скорбь и глубочайшее уважение…»

Но Мемориал – это и дань людской стойкости, мужеству, самоотверженности, таланту и неслыханному трудовому героизму заключенных. Ведь более полувека назад эту стройку называли «мертвой дорогой». Она в прямом смысле стоит на костях наших соотечественников. Для ее строительства сюда согнали свыше ста тысяч человек – в подавляющем большинстве осужденных по сугубо политической 58-й статье.

В конце 40-х и начале 50-х гг. прошлого века через каждые 5-10 километров здесь стояли лагеря. Во многих из них верховодили уголовники, превращавшие и без того беспросветное существование обреченных режимом людей в настоящий ад. Люди работали зимой в лютые 60-градусные морозы, по пояс в снегу. Летом их до смерти заедал гнус. Недоедая, недосыпая, изнуренные болезнями, терпя бесчисленные унижения и издевательства охранников, заключенные строек № 501, № 502 и № 503, казалось, наперекор всему шли и шли вперед – по трассе будущей железной дороги.

Их самоотдача, свидетельствуют документы, была потрясающей. Начальство таежных лагерей даже стимулировало передовых заключенных: выполнявшим непосильные нормы выработки на 115 или 125 процентов каждый день срока засчитывали за два или три.

Страницы: 1 2 3 4 5 Single Page

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru