Дороги между прошлым и будущим Сергей ПАРФЕНОВ, аналитик, руководитель пресс-службы Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа
Поиск
Выбрать язык
Анонс статей
Этот день в истории

Нет событий

postheadericon Дороги между прошлым и будущим Сергей ПАРФЕНОВ, аналитик, руководитель пресс-службы Фонда поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа

Время чтения статьи, примерно 10 мин.

Летопись этой человеческой трагедии, неслыханного людского подвига содержит факты, когда порой целые составы с песком уходили в болото, паводки то и дело размывали уже готовое полотно, катастрофически не хватало рельсов. А смерть без пощады, направо и налево, косила ряды осужденных.

Несмотря на это уже к концу 1948 года через отроги Полярного Урала были пущены поезда на 200-километровом участке дороги от станции Чум до поселка Лабытнанги.

К марту 1953 года из полутора тысяч километров трассы Воркута – Игарка на 700 были уложены рельсы и открыто рабочее движение поездов. А до станции Надым ежедневно ходил пассажирский состав. Вдоль дороги появились десятки станций, разъездов, поселков, депо, мастерских. И все это – благодаря дешевому, рабскому и вместе с тем выдающемуся труду заключенных строек № 501, № 502, № 503.

Однако всего через несколько дней после смерти Сталина, как известно, было принято волевое решение – строительство ликвидировать! Оказалось, возить на 60-й параллели практически некого и нечего (это сегодня мы хорошо знаем о сказочных, уже разведанных богатствах Полярного Урала). А в то время считалось, что миллиарды народных денег, десятки тысяч загубленных жизней, искалеченных судеб, гигантские усилия, чудеса инженерной находчивости – все ушло впустую, как коту под хвост…

Но вот прошли годы. На глазах изменился статус некогда глухой, окраинной территории. Ссыльная глушь, забытый Богом край стал уникальным и мощным производственным комплексом, энергетическим сердцем России. По соседству со старой «мертвой» дорогой выросли нефтяные и газовые промыслы, молодые и красивые города. Здесь кипит интересная, содержательная жизнь.

Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ играет исключительно важную роль в социально-экономическом развитии и обеспечении энергетической безопасности нашего государства, повышении его экспортного потенциала, стабильности в обществе.

Поэтому перед сильным, динамично развивающимся регионом стоят, соответственно, и очень важные задачи, отраженные Президентом Российской Федерации в его ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

Одна из них – добиться опережающих темпов экономического роста. Поэтому не случайно снова и снова поднимается вопрос о строительстве в этих северных широтах железнодорожных магистралей, которые бы напрямую связали щедрый край с могучим индустриальным Уралом. Можно вспомнить: еще в 2003 году аппарат полпреда провел здесь выездное заседание коллегии МПС. Его участники тогда определили главные задачи, проблемы, четко расставили приоритеты. И договорились, что отныне надо действовать сообща, более системно и настойчиво. Совершенно очевидно, например, что без создания надежной и эффективной транспортной инфраструктуры комплексное освоение здешних недр, всего полуострова Ямал невозможно. Альтернативы тут нет. Особое значение при этом отводится сооружению ветки Салехард – Бованенково. Предстоит серьезно заняться и  развитием действующей сети магистралей, расширением их пропускной способности, обустройством современных вокзальных комплексов.

Наверное, участники сталинских строек, доживи они до сегодняшнего дня, приятно бы удивились, увидя, как преобразился этот когда – то малодоступный и суровый край. Их труд, мучения не пропали даром…

Понятно, что создание столь мощной, едва ли не на голом месте развитой транспортной инфрастуктуры стоит немалых денег. А с этим в российской казне в последнее время всегда было туго. Как быть? По мнению уральского полпреда, данная задача должна реализовываться всеми заинтересованными инвесторами. Государство, конечно, будет выступать активным участником «северных» проектов. Однако на территорию УрФО уже всерьез и надолго пришли частные инвесторы. Скажем, от Среднего Урала до богатейшего месторождения тиманских бокситов, что в Республике Коми, сейчас активно функционирует первая в России частная железная дорога. Компания развивается. И сомнений нет: это один из самых перспективных путей решения транспортных проблем. Так что на этой основе будут решаться и остальные экономические задачи.

В частности, к 1 ноября текущего года федеральное правительство, с учетом обсуждавшихся в мае в Челябинске вопросов, подготовит и внесет предложения по развитию транспортной инфраструктуры Главе государства, куда войдет и комплекс вопросов по УрФО.

"В формировании транспортного коридора вдоль восточного склона Урала мы рассматриваем, как приоритет, и строительство новой железнодорожной магистрали Полуночное – Обская, и автомагистрали Салехард – Урай – Тюмень, поскольку железная дорога вкупе с автомобильной даст вторую жизнь индустриальному Урала и обеспечит доступ к горнорудной базе", – подчеркнул недавно полпред. При этом он еще раз напомнил, что в транспортной стратегии УрФО предусмотрены и другие магистрали, в том числе железнодорожная – от Салехарда на Игарку в Ямало-Ненецком автономном округе. К слову, эта дорога пройдет по территории, где разведаны более 200 перспективных нефтяных месторождений!

Страницы: 1 2 3 4 5 Single Page

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru