Газета «Игарские новости». № 143 от 18 декабря 2007 г. Полный текст.
Поиск
Выбрать язык
Анонс статей

postheadericon Газета «Игарские новости». № 143 от 18 декабря 2007 г. Полный текст.

Время чтения статьи, примерно 19 мин.

imageГородская общественно-политическая газета. Основана в 1930 г. ВТОРНИК, 18 декабря 2007 г. №143 (11552)

Не пропустите школьную спартакиаду!
С 19 по 23 декабря 2007 года в Детской юношеской спортивной школе пройдет Вторая открытая спартакиада учащихся Туруханского района по спортивным играм. В ней примут участие школьные команды Туруханска, Светлогорска, Снежногорска и Игарки. В состязаниях по двум видам спорта будет участвовать команда профессионального училища № 22.
Спортсмены будут соревноваться по шести видам спорта: волей¬бол женский и мужской, баскетбол, мини-футбол, шахматы и настольный теннис. Команды полностью укомплектованы и готовы к соревнованиям.
С размещением команд большую помощь оказал С Н. Петраков, директор ООО «Игаркакоммуналсервис», предприятия, владеющего игарской гостиницей, и ее директор А. А. Николаева. Дети будут размещены в гостиничных номерах по расценкам, в несколько раз меньшим, чем установленные.

Забвению не подлежит

НЕ МЕРТВАЯ ДОРОГА

imageСталинскому периоду посвящено множество книг – исторических, художественных. публицистических. Не стали первооткрывателями и игарские музейщики, обратившись в конце 90-х годов к теме строительства железной дороги за полярным кругом – «Стройке 503». История и климат стерли саму дорогу; документы, частично преднамеренно, но сохрани¬ли много мифов. До сотрудников Музея вечной мерзлоты по «мертвой дороге» прошла не одна экспедиция:
от железнодорожных, ведомственных, до политических, имеющих чисто конъюнктурные цели убедить мир в мучениях и гибели на северном строительстве миллионов людей. Последняя волна «исследователей» стала самой циничной – раритетные документы и предметы стали объектом внимания крупных российских и зарубежных коллекционеров.
Ни одну из этих целей авторы- составители сборников «Стройка № 503» не преследовали, они поставили перед собой другую задачу: собрать и сделать доступными для широкой общественности исторические факты.
Работа началась в 90-х на средства президентского гранта, который в 1998 году составлял 50 тысяч рублей. Случился дефолт, и внушительная сумма (сегодня она составила бы около миллиона) превратилась в пыль. На издание сборника «Стройка № 503» пришлось изыскивать дополнительные средства, но от темы никто не отказался
Первый вытек сборника вышел в издательстве «Гротеск» в 2000 году Он содержал историческую справку о строительстве дороги, архивные документы, рассказы очевидцев, фотографии. описания музейных предметов, однако весь материал, накопленный исследователями вместить не смог, кроме того исследовательская работа продолжилась и после 2000 года. «Мертвая дорога» благодаря очевидцам событий ожила, позволила вернуться в наши места – кому- то, как А. А. Сновскому, мысленно, кому-то, как Вальтеру Руге, побывавшему в 2006 г. в Игарке, реально. Жизнь заключенных и их охранников. вольнонаемных была на грани человеческих возможностей, но они, пережившие все. предпочитая не акцентироваться на страданиях и боли, сегодня говорят о людях, которые в .любых условиях помогали друг другу. Это их молодость, их судьба, некоторые после освобождения по зачетам или по реабилитации остались жить в Игарке или Ермаково. многие уехали, но все сохранили в памяти то время. Несмотря на возраст и болезни. они не забывают друзей, оказавшихся тогда рядом, продолжают общение, в том числе, и благодаря книге игарских музейщиков.
Так родился второй сборник «Стройка № 503», вышедший в 2007 году. Он издан в рамках проекта «В память о дороге, в память о строителях» на средства гранта благотвори¬тельного фонда М. Прохорова «Фонд культурных инициатив». Авторы-составители включили в него не только материалы, не вошедшие в первый сборник, но и описание событий, произошедших намного позже, на¬пример, историю с исчезновением паровозов из Ермаково. Нет, дорога эта не мертва, она живет своей жизнью, и происходящее на ней сегодня. является показателем и нашего понимания не такой уж далекой истории. и осознания того, что может быть дозволено и что нет в современных условиях.
Работа над книгой предполагает тщательное изучение каждого предмета или документа, попавшего в руки исследователей. Например, набор карт, который был обнаружен не в архиве, не на полке среди книг, а на свалке бытового мусора. Эти карты представляют собой часть технического проекта железнодорожной линии участка Чум-Обская, который относился к «Стройке 501», позже разделенной на «Стройку 501» и «Стройку 503». Размечены станции, видна карандашная линия, намечавшая другую трассу, о назначении которой, как отмечают авторы, можно только догадываться. Такая интереснейшая публикация стала возможна благодаря человеку; который просто не прошел равнодушно мимо валявшихся на свалке фотографий. Спасибо ему.
Очевидцами стали не только те, кто жил в Ермаково, Игарке, строил и охранял дорогу в 1947-1953 годах, но и наши современники, ведь история не остановилась. В сборник включены фотографии и дневниковые записи школьной группы «Поиск», побывавшей в 2003 году в Ермаково под руководством Т. Г. Забрыгиной. Сейчас эти ребята окончили школу; многие из Игарки разъехались, но наверняка тема эта, так или иначе, останется в их жизни.
Труднодоступность Ермаково – одна из основных проблем для исследователей. Попасть туда можно либо вертолетом, либо водой. Игарские авиаторы С М. Стеценко и А. Г. Злобин помогали всегда – завозили членов экспедиций и исследовательских групп, помогали ориентироваться на местности. Для исследователей очень важно было установить расположение самих железнодорожных путей, насыпей, лагерных зон, планировку поселка, местонахождение техники. Сегодня, когда местность изменилась очень сильно, поросла кустарником и лесом сделать это трудно. Опять по-могли вертолетчики – сверху видно лучше. Рассказ Александра Григорьевича Злобина о бывших объектах «Стройки 503» также помещен на страницах сборника.
Стал очевидцем и фотограф Л. Т Резников. Его фотографии, запечатлевшие лагерные постройки и технику; остатки быта, природу* Ермаково не только вошли в оба сборника, но и представляют тему на выставках общества «Мемориал», Красноярска и Санкт- Петербурга.
Игарчанам второй выпуск «Стройки № 503» представили 15 декабря На презентацию собрались и участники проекта, и просто любители и знатоки городской истории, их тоже соединила эта книга. Рассказывая об ее создании, авторы представили художественные работы одного из заключенных – художника Савелия Лапицкого. фронтовика. удостоенного боевых наград Великой Отечественной войны, и после нес прошедшего 13 этапов. 4 тюрьмы и 5 лагерей за Полярным кругом. В 1967 году он стал членом Союза художников СССР, самый крупный цикл его работ посвящен ГУЛАГу. Савелий Лапицкий продолжает рисовать и сегодня. Среди очевидцев художник появился самостоятельно, просто зашел в общество «Мемориал», взял полистать первый сборник. Потом разыскал адрес Музея вечной мерзлоты и поделился своими воспоминаниями и рисунками. Во второй сборник «Стройка № 503» вошли работы из его альбома «Протест».
Нельзя выделить что главнее – документы, предметы или рассказы очевидцев. однако именно .люди связывают нас и с прошлым, и с будущим. Пока мы помним, мы можем извлекать уроки и делать выводы. Поэтому так внимательны авторы-составители к тем, кто вместе с ними работал над книгой, и каждый из поделившихся частицей своей жизни, получил сборник в подарок.
Это издание явно не станет завершающим. Даже если и хочется поста-вить точку’ в проекте, говорит М.В. Мишечкина, сделать это не удается, потому что история северной железной дороги далеко не исчерпана. Дорога эта не мертвая, она – живая, соединяющая судьбы людей и поколений, идущая из прошлого в будущее, которое должно быть лучшим.

И. Умарова

Страницы: 1 2 3 4 5 6 Single Page

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru