Газета "Советская Арктика", 1933, страницы 13-16. Борис Лавров
Поиск
Выбрать язык
Этот день в истории

Нет событий

postheadericon Газета "Советская Арктика", 1933, страницы 13-16. Борис Лавров

Время чтения статьи, примерно 6 мин.

lavrov

Борис Лавров

Организационная проблема Крайнего Севера*

(В порядке обсуждения)

Проблема использования богатств Севера, использования Северного Полярного моря, учета действующие там факторов в атмосфере и гидросфере и их влияния на экономику областей не только северных, но и средних широт – все это является одной из чрезвычайно больших проблем СССР.
За прошедшую 5-летку работа в приполярных и заполярных частях СССР значительно оживилась. Освоение Карского моря и в связи с этим рост морского грузооборота в этом направлении, значительные работы по Второму Международному Полярному году, организация Главного Управления Северного Морского пути и т. д. – все это заставляет подойти вплотную к организационным вопросам Севера.
Своеобразные условия северной работы обусловливают необходимость самого тесного контакта научных работников Севера и работников по хозяйственному освоению Севера. Кроме того, освоение Севера не может быть мыслимо изолированно от вопроса о поднятии местных малых народов до уровня активного участия их в научном и хозяйственном освоении Севера.

 

Задача освоения Севера в основном сводится к разрешению следующих ведущих вопросов:

1) вопросов транспорта – морского, речного, воздушного и сухопутного (Северный Морской Путь, транспорт на главнейших северных реках, олений транспорт и т. д.).
2) развития производительных сил,
3) создания местных кадров и заселения Севера.
4) снабжения северных окраин.
5) реконструкции местного хозяйства и его развития. Совершенно очевидно, что разрешение этих 5 вопросов должно идти параллельно друг с другом в самой тесной увязке между собой.

* Надо согласиться с мнением руководителя Комсеверпути, что действительно нужен какой-то специальный авторитетный оперативно-регулирующий центр по Крайнему Северу, который об’единил бы все многочисленные, разбросанные по разным инстанциям обслуживающие север хозяйственные и исследовательские организации. Этого требует наличие на Кр. Севере огромных малоизведанных естественных богатств, малая обжитость, малая доступность по состоянию путей сообщения, транспорта и связи, комплексный характер местного хозяйства, своеобразие климатических, этнографических и бытовых условий и т. д. Может ли явиться таким центром новое Государственное Управление Северного Морского Пути (ГУСМП), имеющее определенное целевое и в силу этого ограниченное назначение? Не целесообразнее ли создать при СНК СССР специальное Северное управление с подчинением ему, в числе прочих организаций по Северу, также и вышеупомянутого ГУСМПа.
Редакция

Северный Морской Путь не может превратиться в самоцель. Сырьевые богатства Севера должны дать достаточную нагрузку для его судов. Индустриализация Севера немыслима без создания местных кадров, приспособленных к климатическим условиям, и значительного дополнительного заселения. Это в свою очередь тесно связано с задачей снабжения северных индустриальных центров как путем завоза пром.- и прод. товаров, так путем создания местных снабженческих баз. Все это вместе взятое коренным образом меняет быт местного населения.
Естественно, что при таком положении дела становится необходимым создание одного волевого центра, управляющего всей этой работой. Как и во всем СССР, основой роста работы на Севере и наибольшей- эффективности капиталовложений является твердо очерченный, согласованный во всех частях план и концентрация энергии на ведущих участках.
В настоящее время приполярные и заполярные части СССР обслуживаются довольно многочисленными учреждениями. Научная мысль Севера представлена в лице:

а) Арктического института.
б) Гидрометкомитета.
в) Государственного Океанографического института,
г) Гидрографического управления, в лице его филиалов – Убекосевера и Убекосибири.
д) Полярной Комиссии при Академии Наук.

Хозяйственное обслуживание Севера осуществляется хозорганами: “Ком-северпуть” в районах Сибирского и Уральского Севера и Карского моря, АКО в районах Камчатки и Чукотки, Дальстроя в районе реки Колымы и Норильстроя в районе Енисея. Кроме того, существует небольшая местная кооперация и отделения Сиб-Урал и Якут-пушнины и др.**

** В этот перечень обслуживающих Север учреждений не вошли такие Госорганизации как Северный сектор Наркомзема РСФСР, Совет Севера Госплана СССР и др.

Организацией содействия малым народностям Севера является Комитет Севера при ВЦИК. Подготовка кадров из малых народностей возложена на Институт Народов Севера. В целях освоения сквозного Северного Морского пути от Белого моря до Берингова пролива создано Главное Управление Северного Морского Пути при СНК СССР.
Это перечисление показывает, что научная мысль о Севере представлена довольно всесторонне. Необходимо лишь дальнейшее углубление и расширение ее работы. Охват работы по Северному Полярному морю, в лице Комсеверпути и Главного управления Северного Морского пути также достаточно полный. Обслуживание местных туземцев и кадры также имеют свой орган. Охват же Севера хозорганами крайне недостаточен. Он касается только Енисейского севера, Колымы и Камчатки. Все остальное пространство от Уральского Севера до самой Колымы фактически представляет пустое пространство с крайне редким населением, периодически недоснабжаемым до самых минимальных норм.
Несмотря на кажущийся более или менее всесторонний охват нужд Севера разного рода учреждениями, необходимо констатировать факт значительной неувязки в работах всех этих учреждений. Это вполне понятно. В силу неурегулированности организационного вопроса, работа всех северных учреждений разрозненна, каждое из них направляется отдельным наркоматом, вне действительной увязки друг с другом. Полярная Комиссия подчинена Академии Наук, Арктический Институт – Ученому Комитету при ЦИК, Гидромет-комитет – Наркомзему, Гидрография – Наркомвоенмору, Комитет Севера – ВЦИК, Институт Народов Севера – ЦИК, Комсеверпуть – Наркомвнешторгу, АКО – Наркомснабу, ГУСМП – СНК СССР, Морзверь – НКСнабу, и т. д.
Помимо несогласованности действий северных предприятий, это приводит и к распылению сил немногочисленного кадра северных работников.

Правление Комсеверпути в настоящий момент основной хозяин Крайнего Севера в целом ряде его районов – вынуждено находиться в Москве, в силу отсутствия другого органа связи между нужными ему северными учреждениями.
Все это вместе взятое говорит о необходимости создания одного северного центра с директивными функциями, который бы представлял об’единенные интересы Севера перед партийными и советскими органами и разрешал указанные основные 5 вопросов Севера в нужной пропорциональности. Поскольку основной ведущей проблемой Севера на сегодня является Северный Морской Путь, таким директивным центром должен явиться ГУСМП при СНК СССР. Согласно задания Правительства, Главное Управление Северного Морского Пути уже об’единяет в своих руках часть научных учреждений: работу Арктического института, северных станций Гидрометкомитета, северную часть работы Гидрографического управления и ледокольный флот Наркомвода. Остальные задания, касающиеся необходимости создания угольных баз, постройки портов и организации каботажа толкают его на эксплоатационную работу.
Арктический институт, входящий в его систему, по своему уставу имеет право изучения производительных сил Севера. Таким образом, вне ведения ГУСМП остается “Комсеверпуть”, Комитет Севера, Институт Народов Севера и несколько других учреждений.
Совершенно целесообразно довести об’единение северных  предприятий до конца. Практически трудно себе представить изолированную работу Комсеверпути и Главного Управления Северного Морского Пути. По своей работе они пользуются одними и теми же техническими средствами – авиация, ледоколы, радио, служба Гидрометкомитета.
В задание Комсеверпути, согласно его устава, основной задачей поставлено освоение Северного Морского пути и превращение его в нормальную артерию связи Севера Сибири и Урала с Европой. Такое же задание имеет и Главное Управление Северного Морского Пути в этой части Северного Полярного моря.
Таким образом здесь происходит дублирование задач и распыление человеческих и технических сил. Разделение работы между ними по принципу, что одно учреждение берет научно-изыскательную работу, в целях создания Северного Морского Пути, а другое – эксплоатирует изученные участки, на практике даст меньшие результаты, чем при об’единении всех этих работ в одних руках. Карское море изучено и освоено в процессе эксплоатации гораздо более глубоко и значительно, чем при изучении без всякой эксплоатации.
Необходимо слить Всесоюзное об’единение “Комсеверпуть” с Главным Управлением Северного Морского Пути при СНК СССР, возложив на это Управление:
1) задачу по изучению и эксплоатации сквозного Северного Морского пути от Белого моря до Берингова пролива и
2) задачу по развитию производительных сил районов Крайнего Севера, в целях создания грузов для этого пути.
При таком об’единении Правление Комсеверпути может быть ликвидировано, и нужная часть работников вольется в аппарат ГУСМП. Часть предприятий Комсеверпути, достигших определенной мощности, может выделиться в самостоятельные тресты, с подчинением соответствующим наркоматам. К таким предприятиям относится:

а) лесная промышленность Комсеверпути,
б) судостроительная верфь на реке Енисее,
в) транзитный речной флот,
г) город Игарка.

Северные совхозы присоединяются к этим трестам по территориальному признаку.
Горное дело может быть оставлено в руках ГУСМП, поскольку в его задания входит создание угольных баз, но точно также может быть выделено и в отдельный трест, с подчинением Наркомтяжпрому. Остальные предприятия Комсеверпути, находящиеся севернее г. Игарки, а также и Игарский порт об’единяются в определенный комбинат с задачами освоения Енисейского залива и Таймырского полуострова, с местонахождением Правления на Игарке или в Дудинке. Этот комбинат подчиняется ГУСМП.
Такой же комбинат с таким же подчинением необходимо организовать на Уральском севере на реке Оби, в целях развития его производительных сил. Бесспорный успех лесного экспорта на Енисее доказывает, что эти операции необходимо расширить. Это расширение должно итти за счет нетронутых массивов Оби. В 1932 г. с Енисейского севера было экспортировано 26 тыс. стандартов пиломатериалов, с реки же Оби только 3 тыс. стандартов с ее верховьев. Север же Оби не дал ни одного стандарта пиломатериалов. На полуострове Ямал, существуют две фактории Комсеверпути, которые в первый же год дали 2.500 песцов. Необходимо расширить эту работу.
Наконец, третий комбинат должен быть создан в Якутской республике для охвата реки Лены на западе до Хатанги и на восток до реки Колымы. Потребность в этом комбинате особенно сильна, в связи с заданием партии и правительства о переброске в навигацию 1933 г. первых грузов из Архангельска и Мурманска на реку Лену. Необходимо иметь в виду, что на реке Лене нет парового и непарового тоннажа, который обеспечил бы перевозку грузов, пришедших с морским караваном на устье Лены. Следовательно, если не приступить немедленно к самой интенсивной работе по постройке барж, то Ленский поход не даст никакого эффекта. Такое строительство начал было Комсеверпуть в 1932 г., но вынужден был прекратить свою работу, так как Якутская республика выпала из его плана деятельности, ибо правительство санкционировало создание отдельного Якутского комбината с подчинением Якутскому СНК (такой комбинат до сих пор юридически еще не оформлен, и денег ему еще не отпущено).
К этому еще надо отметить, что постройка барж всего дела транспортировки решить не может, необходимо забросить на реку Лену пароходы. Единственной возможностью для преодоления этого узкого места является переброска Северным Морским Путем части пароходов Комсеверпути с рек Енисея и Оби. Все это дело необходимо поручить Якутскому комбинату, подчинив его также ГУСМП.
Таким образом, ГУСМП после об’единения с Комсеверпутем, помимо работы по освоению и эксплоатации сквозного Северного Морского Пути, будет иметь в своем ведении 3 комбината:

а) Енисейский, с центром на Игарке или в Дудинке,
б) Уральский, с центром в Обдорке или Тобольске, и
в) Якутский, с центром в Якутске.

Эти комбинаты являются органическим добавлением Северного Морского Пути, так как в основном они будут исполнять те оперативные задания, которые падают на ГУСМП (строительство портов, станций, создание угольных баз, организация каботажного плавания и т. д.). Кроме того, своей работой будут стимулировать рост грузооборота по сквозному Северному Морскому Пути.
Такой реорганизацией в основном разрешается организационная проблема Севера. Последний в лице ГУСМП будет иметь нужный правительственный центр. Организации, ведающие развитием производительных сил Крайнего Севера, приближаются к месту своей операционной работы, северные кадры работников, научные учреждения и технические средства объединяются в одних руках.

“Советская Арктика”, 1933, с. 13-16
(Орфография оригинала сохранена)

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru