НОРИЛЬСК – ГОРОД В ТУНДРЕ. Журнал “Советское фото” № 1, 1972 год
Поиск
Выбрать язык
Анонс статей

postheadericon НОРИЛЬСК – ГОРОД В ТУНДРЕ. Журнал “Советское фото” № 1, 1972 год

Время чтения статьи, примерно 4 мин.

Логотип журнала Советское фото № 1 1976 год

Рубрика “Маршруты пятилеток”. Фотографии Владимира Богатырева.

Нам, двум корреспондентам журнала «Советский Союз» — литератору Игорю Цыганову и мне, фоторепортеру, было пору­чено сделать материал о Но­рильском индустриальном ком­плексе.

Прежде всего мы обратились к Директивам XXIV съезда КПСС. «В цветной металлургии, — ска­зано в этом важном докумен­те, — увеличить выпуск продук­ции в 1,4 раза, в том числе… ме­ди— на 35—40 процентов. Зна­чительно расширить производ­ство легирующих металлов…» И особо о заполярном металле: «…значительно увеличить про­изводство меди и никеля на Но­рильском горно-металлургиче­ском комбинате».

Путь на Большую землюНорильский горно-металлурги­ческий комбинат — один из крупнейших в стране поставщи­ков никеля, меди, кобальта. О Норильске написано много. Очерки, информации, пьесы, стихи, книги. Здесь снимает Сергей Герасимов свой новый фильм о градостроителях. Соз­даны документальные фильмы о городе. Почти ежемесячно из Москвы приезжают журналисты и фоторепортеры, чтобы сделать очерки и фоторепортажи об этом легендарном городе.

У Анатолия Львова, собственно­го корреспондента «Известий», уже давно живущего в Нориль­ске, собраны все или почти все публикации, так или иначе свя­занные с городом и комбинатом. Есть у него и превосходная кол­лекция снимков, сделанных в по­следние годы приезжими и ме­стными журналистами.

Это обстоятельство очень нам помогло — всегда полезно изу­чить найденное твоими коллега­ми до тебя: посмотреть, что во­обще можно снять в этом районе и чего снимать не следует, поду­мать о том, как создать что-то принципиально новое. В этом смысле коллекция Анатолия Львова очень поучительна.

Город в тундреЕще в Москве, в редакции, мы думали, что хорошо бы посни­мать Норильск полярным ле­том, — уж слишком часто его фотографируют зимой, найти какой-то тематический «стер­жень» будущего репортажа, ключ к сюжетам всех съемок, показать нерасторжимые и мно­гообразные связи десятков пред­приятий, входящих в комбинат. Предварительное название те­мы— «Семь дорог в Запо­лярье» — служило сначала как бы компасом в работе, а потом легло и в заголовок. Какие же это семь дорог? Газопровод Мессояха — Норильск. Железная до­рога Норильск — Дудинка, ЛЭП Снежногорск — Норильск. Реч­ной путь по Енисею и морской — от порта Дудинка. Линия граж­данского воздушного флота, иг­рающая очень важную роль в жизни края. Современные авто­страды и, конечно, традицион­ные пути оленьих упряжек. Без­условно, заголовок не следует понимать буквально, и вовсе не обязательно снимать, скажем, рельсы железнодорожного по­лотна, водную гладь Енисея,

провода линии электропередач… Важно найти сюжеты, логически с ними связанные.

Вот с таким «багажом» мы и взялись за дело.

Юность НорильскаУ меня в дневнике записано: 22 июня — начало съемок. Стра­нички за последующие числа — пустые. Только нарисованы ту­чи с ливнем. В Норильске шел нудный, серый, не прекращаю­щийся круглые сутки дождь. Вертолетная площадка закрыта, добраться в Мессояху, Снежно­горск, на оленьи стойбища невоз­можно. А уже о съемках пейза­жей нечего было и думать. Мы сутками ожидали, когда откроют вертолетную площадку и можно будет вылететь. Это была груст­ная неделя… А потом показалось солнце и уже не заходило вооб­ще — странно было видеть в две­надцать часов ночи слепящие горизонтальные солнечные лучи. Однако погода в тундре изменчи­ва. Мы каждый день с тревогой смотрели на небо и ждали под­воха. Поэтому спешили и рабо­тали в ритме фотокорреспонден­та ежедневной газеты: за день— две-три съемки, в разных кон­цах края, в пунктах, отстоящих друг от друга на 150—200 кило­метров. Выручал то попутный вертолет геологов, то самолет гидростроителей. И нам повез­ло— до самого конца команди­ровки светило солнце.

Глубина - 300 метровМы искали на севере не столь­ко экзотику, сколько приметы времени. Норильск стоит в тунд­ре. Не устаешь поражаться му­жеству людей, построивших здесь, в условиях вечной мер­злоты, благоустроенный город. Зимой — промерзшая земля, ле­том — болото, податливый мяг­кий мох и комары. Норильское строительство уникально по сво­ей сложности. Тем не менее сто­ят уже и пятиэтажные и девяти­этажные здания, строится две­надцатиэтажное.

Таким мы и сняли Норильск — остров цивилизации в тундре.

Мы сфотографировали и камень на центральной площади горо­да— кусок скалы, привезенный из рудника «Медвежий ручей». В нем — «35 элементов из таб­лицы Менделеева». Он положил начало Норильску, он — символ его жизни.

Деловой Норильск — город мо­лодежи. Средний возраст но­рильчан — 31 год. Энергичные, славные лица, модная современ­ная одежда. Упругий ритм боль­шого промышленного центра. Мы узнали и о том, что все ре­бятишки в детских Рудник "Медвежий ручей"садах Но­рильска разделены на две груп­пы. Одни обучаются фигурному катанию в недавно выстроенном Дворце спорта, другие — плава­нию в закрытом плавательном бассейне. Растут свои чемпионы. Побывали на рудниках — «Медвежий ручей» и «Комсомоль­ский» на глубине 300 метров. Я не успел снять еще многое в Норильске. И надеюсь еще вер­нуться туда. А пока — увез с со­бой снимки, в которых попытал­ся запечатлеть юность края — дальнего, но «нашенского».

В. БОГАТЫРЕВ, фотокорреспондент журнала «Советский Союз»

 

 

 

Порт

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru