Школьный туризм? Это что-то особое? Окрестности нашего города по-особому живописны, имеют свою неповторимую красоту, и эту красоту надо оценить хотя бы самим, а уж потом приглашать иногородних туристов. И подобные попытки у нас есть.
Поиск
Выбрать язык
Анонс статей
Этот день в истории

Нет событий

postheadericon Школьный туризм? Это что-то особое? Окрестности нашего города по-особому живописны, имеют свою неповторимую красоту, и эту красоту надо оценить хотя бы самим, а уж потом приглашать иногородних туристов. И подобные попытки у нас есть.

Время чтения статьи, примерно 5 мин.

14-10-2005, 07:46:36, Igarka OnLine | 2199 x прочтений

27 сентября отмечался Всемирный день туризма. Где-то он праздновался достаточно широко с традиционными слетами, конференциями, на которых освещался вклад туризма в экономику, в развитие культурных связей и обеспечение взаимопонимания между народами, а где-то о нем лишь скромно упомянули, стыдливо заметив, что в этом году по сравнению с прошлым годом, поток иностранных туристов в нашу страну снизился на 25 процентов. Конечно, это отразилось и на посещении нашего Музея вечной мерзлоты, но сегодня мы будем говорить о другом виде туризма – о школьном туризме.
Этим летом группа учащихся старших классов наших школ совершила пеший двухдневный поход в район устья речки Гравийки. Поход, говорят, был успешным, ребятам их путешествие понравилось, и, надо надеяться, многие из них придут в секцию туризма, создаваемую в этом году в УСБ им. Вильского.
Может ли в нашем городе получить развитие школьный туризм? Этот вопрос мы задали помощнику главы города по связям с общественностью и СМИ Л. А. Бирюкову, который участвовал в походе на Гравийку, и, оказывается, имеет кое-какой опыт пеших путешествий.

 


- Сначала надо сказать о нашем походе, где я участвовал в качестве проводника… Признать его успешным надо только по одной причине: мы никого не потеряли, не заблудились, у нас никто не сошел с маршрута, а он был нелегким, все дети вернулись домой живыми и здоровыми. И все это благодаря организаторам – ведущему специалисту комитета по делам молодежи Жанне Глянц, собравшей группу ребят, и председателю  городского комитета по физической культуре и спорту Владимиру Щелконогову, возглавившему  наш "пробег". Поход был организован с максимальным приближением к правилам организации подобных мероприятий. Поскольку группа оказалась сборной (это был летний школьный трудовой отряд), руководитель похода утверждался приказом начальника управления образования;  при этом утверждался и маршрут движения группы, и мероприятия по обеспечению безопасности. В частности, график выхода на связь по рации, предоставленной нам Службой спасения. Наши дети были сыты, несмотря на переправу вплавь через Гравийку, никто из них не простудился, травм, за исключением мозолей, не получил, – вот в этом поход был успешным, а в остальном, я считаю, нет. И потому "нет", что собирались в поход спонтанно и особых целей перед ребятами, кроме отдыха на природе и знакомства с окрестностями города, не ставили.  Это, на мой взгляд, не туризм. Это можно назвать прогулкой, экскурсией, выходом на природу, пикником, но не туризмом.

Мне, я считаю, повезло. Я  учился в то время, когда школьный туризм получил особое развитие. Кстати, школьный туризм как таковой зародился в Сибири, родоначальниками его считаются декабристы. Получив после каторги разрешение поселиться в Тобольске, Кургане и Ялуторовске, добившись права зарабатывать свой кусок хлеба преподаванием в училищах и гимназиях, эти люди, поскольку они не были профессиональными педагогами, а значит, не были обременены грузом консервативной и зачастую схоластической (простите за тавтологию) школьной практики, искали и развивали новые формы общения с учениками. Поначалу это были просто экскурсии в основном с биолого-географической и историко-краеведческой направленностью.
Уже в наше время, примерно с середины 50-х годов теперь уже прошлого века, на озере Тургояк под Миассом (в 70 км от того места, где я жил) стали проводить ежегодные Всесоюзные слеты школьных туристических отрядов. В нашей школе к традиционным летним походам готовились в течение всего учебного года. Начиная с пятого класса, разрабатывали уже многодневные маршруты. К окончанию школы мы облазили все окрестности Ильменского заповедника, Златоуста, Кунгура…
Подготовка к походу сводилась не только к изучению маршрута. Много внимания уделялось туристскому снаряжению. Помню, шили какие-то рюкзаки, и уже тогда мы, мальчишки, опытным путем пришли к выводу, что плотный и узкий, имеющий множество наружных карманов и ремней для крепления вьюков, к тому же и длинный, примерно в половину роста, рюкзак нести легче, чем рюкзак широкий, объемистый и полупустой. Это было задолго до того, как я увидел абалаковский, изобретенный красноярскими альпинистами братьями Абалаковыми, рюкзак со шнуровками и уж тем более задолго до появления станкового рюкзака.
Кстати, и сейчас, когда, кажется, все уже изобретено и не надо ничего шить, многие настоящие туристы продолжают сами изготовлять туристское снаряжение. Именно в этом, в поисках наиболее удобного места для кармана на рюкзаке или изготовлении особого крюка для крепления над костром котелка, находясь в предвкушении будущего путешествия, они и получают особое удовольствие.
Можно ли в нашей местности заниматься школьным туризмом? А почему бы и нет? У нас можно разработать несколько прекрасных, я считаю,  туристических маршрутов, именно для школьников разных возрастных категорий. Кстати, маршруты бывают кольцевые, радиальные и линейные. Наш поход на Гравийку необходимо отнести к типичным кольцевым маршрутам: вышли из города на севере, обошли вокруг, вернулись с запада. На маршруте было несколько точек, из  которых   можно было по наикратчайшему пути вернуться в город. Этот же маршрут можно использовать для "обкатки" группы перед выходом в более сложный многодневный поход. На Гравийке можно заниматься сплавом на плотах и катамаранах, там же можно организовать соревнования по туристическому многоборью: есть место для скалолазания и преодоления водных препятствий.
Походы историко-краеведческой направленности можно организовать в район Погорелки, Старой Игарки, Носовой, Плахино, Агапитово, Курейки, Сушково, Карасино, Ермаково…   Разрабатывать такие маршруты необходимо  совместно с музейными работниками. Участники подобных путешествий не могут быть просто толпой бездельников, они должны иметь перед собой вполне конкретные цели: сбор краеведческой информации, археологический поиск, исследование некогда  обжитых мест, составление схем, планов селений  и тому подобное.  Для такой работы подходят радиальные маршруты: высадились ребята, допустим, в Старой Игарке или Погорелке, поставили на берегу двадцатиместную палатку, которая имеется у нас и которая абсолютно не подходит для линейных или кольцевых маршрутов, потому что очень тяжела, и совершают однодневные маршруты по окрестностям. Очень познавательным может оказаться водный маршрут по реке Сухарихе, где имеются несколько интересных с точки зрения геологов и палеонтологов береговых обнажений. Кстати, и   на Сухарихе, и на Черной речке есть объекты стройки 503: "быки" – остатки опор железнодорожных мостов.  И это может стать предметом краеведческого исследования. А  жемчужиной нашей туристической зоны можно сделать многодневный маршрут в район Курейской ГЭС. Допустим, первый день – знакомство с Графитовым рудником и поселком Пионерный, откуда началось строительство ГЭС, второй день – экскурсия на электростанцию и в поселок Светлогорск, третий день – путешествие по водохранилищу на катере с заходом, например, в устье речки  Деген – на метеостанцию, если она еще сохранилась; в последующие дни восхождение на гору Типтур. С этой горы, высота которой 900 метров, открывается невероятно живописный вид на водохранилище, на плато Путорана, в хорошую погоду можно увидеть даже Игарку. Гора имеет плоскую вершину и представляет собой типичный тур – отсюда и название: Типтур; южный склон ее круто обрывается к водохранилищу,  но, говорят, он доступен для пешего восхождения, северная сторона – почти пологая, с уклоном градусов 15 -20. Покорение такой вершины  может иметь интерес не только для школьников, но и для взрослых  туристических групп. Безусловно, детей на подобное восхождение надо отправлять  после тщательной проработки маршрута. Хорошо, если по нему предварительно пройдут именно те люди,  которые потом поведут ребят в поход.

Страницы: 1 2 Single Page

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru