Выбрать язык
Анонс статей

postheadericon Смирнов М.Ф. “Строение Норильских никеленосных интрузий и генетические типы их сульфидных руд”. Изд-во “Недра”, 1966 год.

Время чтения статьи, примерно 3 мин.

01В книге описаны условия образования интрузий Норильского района, мелкоструктурные особенности формирования рудоносных интрузий, a также вопросы вулканизма, стратиграфии и возрастные отношения интрузий.

По-новому трактуются и условия формирования интрузии и связанного с ней сульфидного медка-никелевого оруденения. Рудоносная интрузия впервые, рассматривается как субвулкан, псевдостратификация которого обязана последовательной инъекции магмы.

Кроме того, освещено строение и химико-минеральный состав рудных зон интрузии Норильск-1, а также особенности химико-минерального состава руд, представленных двумя генетическими типами — метасоматическим (вкрапленным) и гидротермальным (сплошных сульфидов).

Книга представляет большой интерес для геологов и поисковиков, работающих на медно-никелевых месторождениях.

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР Н. А. КОРОВЯКОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ

М.Ф. Смирнов является бывшим сотрудником ВИМС затем ряд лет он работал в Норильске, где им выполнялись различные работы: геолого-поисковые, разведочные (включая подсчеты запасов) и особенно разнообразные работы по рудничной геологии на Норильских месторождениях. Такой разнообразный характер работ позволил М. Ф. Смирнову собрать и обобщить большой геологический материал, приведший его к существенно иным, по сравнению с другими геологами, выводам по вопросам тектоники района, механизму внедрения кикеленоспых интрузий, формированию их стоисюго строения и генезису сульфидных медно-никелевых руд.

Можно соглашаться или не соглашаться с выводами М. Ф. Смирнова, в частности некоторые из них противоречат и моим представлениям но. поскольку эти выводы касаются очень важных н до сих пор дискуссионных вопросов в геологии Норильского района, они вполне заслуживают опубликования, так как только при освещении спорных вопросов с различных точек зрения можно прийти к их более достоверному разрешению.

Так как М. Ф Смирнов и сейчас работает в Норильске располагает большим геологическим материалом и желательно было бы продолжить начатые им исследования в следующих направлениях:

а) более полно изложить свои представления по тектонике района иллюстрировав их стратиграфическими колонками разрезами и другими данными, чтобы доказать наличие в районе крупных грабенов большей протяженности;

б) полнее развить свои взгляды о корнях выделенных им групп рудоносных интрузий и формировании их зонального строения.

При изложении своих взглядов о генезисе сульфидных медно-никелевых руд М. Ф. Смирнов опирается на усредненные по типам руд пересчеты их анализов на пирротин, пентландит, халькопирит и миллерит. Этими средними данными затушевывается дифференциация сульфидов внутри каждого типа руд: жильных, вкрапленных в габбро-диабазах, вкрапленных в песчаниках и других подстилающих породах. Желательно было бы поэтому продолжить такие пересчеты внутри каждого типа руд по их дифференциатам, широко варьирующим в большинстве из этих типов от преимущественно пирротиновых до существенно халькопиритовых и бормитовых руд. Необходимо было бы произвести эти пересчеты не на условные формулы, принятые сейчас для пирротина, халькопирита, миллерита и пентландита, а на реальные формулы этих минералов в месторождении, вычисленные по данным их химических анализов. Каждая из этих работ, безусловно, нашла бы незамедлительно свое место в печати.

И. Коровяков (ВИМС)

ВВЕДЕНИЕ

Медно-никелевые сульфидные месторождения северо-западной окраины Сибирской платформы служат более 30 лет объектом исследований ряда организаций и лиц. Имеется значительная литература по геологии района и рудным месторождениям.

В опубликованных работах А. Е. Воронцова, М. Н. Годлевского, А. Д. Генкина, Н. С. Зонтова, В. К. Котульского, И. А. Коровякова, Г. Г. Моора, А. Е. Нелюбина, Б. Н. Рожкова, Г. Б. Роговера, 3. А. Райковой, Н. Н. Урванцева, П. К. Хортовой, Ю. М. Шейманна, М. Е. Яковлевой и других нашли свое отражение материалы полевых исследований, разведки и рудничной геологии. Автор пользовался всеми этими работами, но в результате их критического рассмотрения и сопоставления со своими многолетними наблюдениями пришел по ряду вопросов к иным выводам, существенным, по его мнению, для понимания условий образования никеленосных интрузий Норильского района, что и явилось основанием публикации данной работы.

Учитывая, что общие вопросы геологии и петрологии трапповой формации района, минералогии и геохимии норильских месторождений хорошо известны из работ вышеуказанных исследователей, автор касается этих вопросов весьма кратко, лишь постольку, поскольку это необходимо для общей связи изложения материала основной темы работы.