В фотоклубах страны. Золотая медаль — норильскому фотоклубу. Статья из журнала “Советское фото” № 4, 1974 год
Поиск
Выбрать язык
Анонс статей
Этот день в истории

No Events

postheadericon В фотоклубах страны. Золотая медаль — норильскому фотоклубу. Статья из журнала “Советское фото” № 4, 1974 год

Время чтения статьи, примерно 4 мин.

imageНА 69-й ПАРАЛЛЕЛИ

Золотая медаль — норильскому фотоклубу

Если бы на всесоюзной фотовы­ставке «Страна моя» была уч­реждена специальная премия за самый большой сюрприз, то ско­рее всего ее следовало прису­дить норильскому фотоклубу «69-я параллель».

Сюрприз, действительно, боль­шой: норильчане, впервые вы­ступив на столь ответственном и представительном форуме, по­лучили золотую медаль. Попро­буем разобраться в причинах успеха клуба, а заодно познако­мимся с его родословной, с «лич­ным делом».

…Год рождения — 1965-й. Место жительства — Дворец культуры металлургического комбината. Состав «семьи» — 20 человек. Род занятий — профессиональ­ный фотограф-бытовик и горный инженер, театральный фотограф и железнодорожник, инженер- металлург и журналист и т. д. Клуб начинался на «голом ме­сте». Никакого опыта. Благо появился у фотолюбителей учи­тель, наставник, художник по образованию Е. Москалев. Он сразу же предъявил членам клу­ба самые высокие требования. Творческий диктат старшего то­варища оказался лучшим видом помощи и учебы.

Заместитель председателя Госплана СССР В. Я. Исаев делает запись в книге отзывовСнимать грамотно, снимать ув­леченно, сформировать свое от­ношение к фотографическим жанрам, к тем или иным спосо­бам печати — вот та сумма тре­бований, которая была предъяв­лена руководителем своим подопечным.

И ребята снимали, дискутирова­ли, искали. Прошла первая вы­ставка, вторая… Попробовали участвовать в межклубной — «Наша современность». Получи­ли диплом III степени. Клуб ста­новился на ноги…

…Норильск — это город-остров в океане тундры. «Только само­летом можно долететь» — точнее не скажешь о местоположении города. И эта географическая от­даленность рано или поздно должна была сказаться на рабо­те клуба.

Нужно было познакомиться с опытом работы других клубов, фотографов «с материка». Чтобы в дальнейшем не тратить сил «на изобретение камеры-обску­ры», а идти своим путем.

И здесь я не могу удержаться от похвального слова в адрес тех, «с материка», кто помог норильчанам.

Мы часто говорим о необходимо­сти контактов между фото­журналистами и фотолюбителя­ми. Фотомастера, побывавшие в Норильске, показали пример конкретной деловой помощи фо­толюбителям. Назовем их: Все­волод Тарасевич, Лев Устинов, Сергей Лидов, Александр Награльян, Юрий Бармин, Генна­дий Колосов, Владимир Богаты­рев, Анатолий Поляков…

Всеволод Тарасевич беседовал с членами клуба часами (был случай, когда совместная дис­куссия затянулась на девять беспрерывных часов), «раскла­дывая по полочкам» ошибки и точные фотографические попа­дания, просчеты и очевидные удачи. Однажды он привез в клуб 60 своих работ, которые стали предметом опять-таки многочасовой дискуссии. Фото­мастер по праву стал почетным членом клуба.

Член правления клуба В. Чин-Мо-Цай проводит занятия…Клуб рос. Сегодня он пожинает плоды заслуженной славы, вы­слушивает комплименты, полу­чает многочисленные запросы из всесоюзных журналов (дайте «цвет»!), его приглашают «вы­ставиться» в других городах страны. Итог закономерный.

Медаль выставки «Страна моя» получена за коллекцию цветных фотографий. Один из лауреатов выставки — Юрий Ищенко объ­яснил успех цветных фотогра­фий членов клуба несколькими причинами.

Первая:

— Раньше мы старались ориен­тироваться на природу средней полосы, выбирая цветовую гам­му. Потом поняли, что наши тундровые пейзажи совсем дру­гие, в их многоцветии есть своя «цветовая» прелесть. Но наш край снимать нужно по-особо­му, с пониманием и учетом цве­товых характеристик заполяр­ного воздуха, неба, земли, снега.

Вторая:

— Мы четко уяснили себе: в «цвете» можно снимать почти все. Но требуется проверка: если сюжет может «жить» в черно­белом варианте, незачем «окра­шивать» его, «одевать» в пест­рые одежды.

Третья:

— Мы отдаем себе отчет, что по­сетителей выставки «Страна моя» привлек в наших цветных фотографиях колорит края, его экзотичность. Все-таки Поляр­ный круг для многих еще дико­винка, феномен. Этого нельзя не учитывать.

Очередное занятиеИ четвертая:

— Самое простое и самое слож­ное. Это упорный труд, каждо­дневная черновая работа по шлифовке и оттачиванию ма­стерства.

Когда рассматриваешь работы норильчан, невольно отмечаешь то общее, что характеризует все их фотографии, и цветные, и черно-белые, и технически со­вершенные, и недостаточно сильные в техническом отноше­нии. Общее — в удивительно бодром, оптимистическом звуча­нии содержания, в постоянном пристрастии авторов к теме жизни края, его людей, в точном временном адресе снимков и как следствие — в репортажном ха­рактере многих фотографий. (Читатели «СФ» могут легко в этом убедиться, посмотрев еще раз подборку работ членов но­рильского фотоклуба, опублико­ванную в № 1 журнала за0 1973 год.)

Резонно задать вопрос: почему в Норильске, на 69-й параллели, появился фотоклуб именно та­кого направления. Упомянем только одну, но существенную причину. Назовем ее так: но­рильский характер.

Что это такое?

…В Норильске трудно жить и работать. Природные условия требуют от людей стойкости и твердости духа. Обычная, повсе­дневная работа в условиях борь­бы со стихией требует макси­мальной самоотдачи. Народ здесь серьезный, но бодрый, ве­селый, презирающий душевный скепсис и уныние. Здесь нельзя обойтись без товарищеской взаи­мовыручки, взаимопомощи.

Перед членами клуба выступает фотокорреспондент журнала «Огонек» А. НагральянВ таких условиях норильские фотографы говорят: своими фо­тографиями мы хотим доказать всем, что в тундре можно жить и работать. Какими фотография­ми? Изогелией, графикой, соля­ризацией, салонными портрета­ми? Все эти виды фотографиче­ского творчества имеют право на существование и успешно развиваются. Но норильчане равнодушны к ним. В их фото­работах есть и стужа, и люди, падающие под ветром на улицах (каждый год одно из занятий по­свящается теме «Как снимать в пургу»). Лакировки нет. Она не в норильском характере.

Есть ли проблемы в норильском фотоклубе? Безусловно.

Техника черно-белой фотогра­фии еще отстает от цветной. (За­нятно, не правда ли, обычно сталкиваешься с обратным явле­нием.)

Постепенно становится злобо­дневной проблема привлечения молодых, а значит, и проблема широкой пропаганды искусства фотографии в городе, крае. Вот данные о фотографическом ста­же «костяка» клуба. В. Чин-Мо- Цай—21 год, П. Бунигин — 10 лет, Ю. Волков —10 лет, Ю. Ищенко —11 лет, Г. Пар­фентьев— 28 лет и т. д. Боль­шой стаж — это хорошо. Но зав­тра он может «испугать» начи­нающих (куда нам в клуб!). А чтобы этого не произошло, клуб стремится привлечь в свои ряды молодых, воспитать смену. Был организован специальный конкурс во Дворце пионеров для фотолюбителей – школьников. Уже «взяты на учет» пять спо­собных ребят, которые со време­нем войдут в клуб.

Планы клуба обширны и инте­ресны. В их реализации заинте­ресованы не только норильчане. Всем нам хотелось бы в буду­щем видеть как можно больше свежих, оригинальных фотора­бот, сделанных на 69-й парал­лели.

…В Норильске стояла ничем, как мне показалось, не примечатель­ная зимняя погода. Но фотолю­бители поделились со мной ра­достью: «Редкий день, какое солнце! Надо «ловить» его! Надо снимать!»… По небу плыло еле заметное желтое пятнышко солнца…

М. ЛЕОНТЬЕВ, наш спец. корр.

Оставить комментарий

При копировании материала с данного сайта присутствие ссылки обязательно!

Top.Mail.Ru